Вышивка Чиканкари. Виды швов. Часть 3.

Это заключительная статья, в которой я постараюсь рассказать ещё о некоторых швах, отличающих данный вид вышивки от других. Конечно, в совокупности мне известно только девятнадцать, но в реальности их немного больше (приблизительно 32-35), хотя некоторые используются сравнительно редко.

стебельчатй-шов-чиканкариСтебельчатый шов/Stem stitch/Rahet очень распространён в вышивке Чикан. Стежки данного шва всегда идут слева направо как по прямой, так и по кривой линии, что применяется при вышивке стеблей растений, декоративных линий или просто контуров рисунка. Игла при выполнении направлена также как и при выполнении шва «назад иголку».
Схема выполнения:
Закрепите нитку и выведите иглу на лицевую сторону в точке 1. Сделайте стежок вправо (точка2). Далее выведите нить на лицевую сторону посередине предыдущего стежка в точке 3,не прокалывая нить. Следующий прокол вы делаете опять вправо на изнаночную сторону, а потом снова возвращаетесь назад, выводя нить на лицевую сторону прямо в центре предыдущего стежка.

Все стежки должны лежать вплотную к друг другу.

тамбурный-шов-чиканкариСледующий Шов «петля вприкреп»/Detached chain stitch/Phanda очень часто можно увидеть в центре цветка или для обозначения бутона, так как в вышивке Чиканкари его используют изолированно. Он может быть каплевидной формы (хотя для каплевидной формы или формы риса имеется другое название) или шарообразной, а в зависимости от числа нитей – более или менее выпуклым. Основа выполнения – тамбурный шов, но главное отличие его выполнения в Чиканкари – это повторение петли стежка два раза.

шов-петля-вприкреп-чиканкариСхема выполнения: Ставим закрепку и выводим иглу на лицевую сторону в точке 1. Далее прокалываем и первую точку вывода иглы и сразу последующую точку1-2 (расстояние между двумя точками и будет длина стежка), не выводя иглу, перемещаем нить под иглу слева направо. Выводим иглу из ткани, затягивая первую петлю. Делаем закрепку небольшим стежком 2-3. И возвращаемся назад в точку 1, повторяя петлю, тем самым усиливая толщину, т.е. снова прокалываем первую точку с лицевой стороны и последнюю точку закрепки с изнаночной 1-3. Перемещаем нить под иглу слева направо и выводим её из ткани. Опять ставим закрепку и возвращаемся к начальной точке 1, опуская иглу вниз.

Не обрезая нитку переходите к аналогичному мотиву рисунка.

римский-шов-чиканкариДостаточно трудно на просторах русскоязычного Интернета было найти информацию о так называемом Римском шве/Roman (Branch) stitch/Keel. Как оказалось он не столь популярен в Европе. В данной вышивке он служит не как отдельный элемент рисунка (например, Phanda), а совсем наоборот, – он смотрится намного лучше будучи собранным вместе, изображая тычинки цветка, или возможность показать тонкие лепестки, или просто расположен вокруг (что чаще всего) центрального элемента. Римский шов представляет из себя прямые линии стежков, которые пересечены по середине коротким наклонным стежком. Шов идёт слева направо.
Схема выполнения:
Ставим закрепку и выводим иглу на лицевую сторону в точке 1. Делаем стежок вниз по прямой линии 1-2, уводя иглу на изнаночную сторону. Выводим нитку на лицевую сторону в точке 3, расположенной чуть выше и левее центра предыдущего стежка. Короткий наклонный стежок 3-4 как бы обхватывает длинный вертикальный 1-2.

В зависимости от ваших предпочтений короткий наклонный стежок может идти слева направо или справа налево.

прямой-стежок-чиканкариТак и не смогла найти точного названия для следующего шва, но точно знаю что это одна из разновидностей Прямого шва/Straight stitch/Chikna phanda. Он может состоять как из трёх, так и из пяти лепестков. Им вышивают мелкие цветки, мелкие лепестки и т.д.
Схема выполнения:
Ставим закрепку и выводим иглу на лицевую сторону в точке 1. Делаем стежок 1-2, опуская иглу вниз на изнаночную сторону. Выводим иглу в точке 3, справа от точки 1 и чуть ниже. Опускаем иглу в точке 4, которая находится под точкой 2, образуя стежок 3-4. Выводим иглу в точке 5, справа от точки 3 и чуть ниже. Опускаем иглу в точке 6, которая находится под точкой 4. Теперь выводим нить на лицевую сторону в точке 7 слева от точки 1 и чуть ниже. Образуем стежок 7-4. Снова выводим нить на лицевую сторону в точке 8 и заканчиваем шов стежком 8-6.

По тому же принципу вышиваем трёхлепестковый мотив.

стяг-волны-чиканкариВ вышивке Чиканкари пространство заполняют по-разному. Следующие два шва применяются именно для рисунка, где центр изначально подразумевает под собой схему заполнения. Первый из них – это Стяг «волны»/Wave stitch filling/? На лицевой стороне образуются прямые параллельные строчки, а на изнаночной – своеобразные «волны». При этом достигается тот же теневой эффект что и в подкладном шве. Также, за счёт натяжения нити, в центрах проколов образуются дырочки, которые считаются декоративным элементом. Если у вас форма квадрата, то вышивайте слева направо, если же форма криволинейная как например, сердце, то вышивайте, начиная с середины. Так как стяги применяются в счётной вышивке, то вам придётся считать нити, чтобы получить ровный рисунок. Если вы не уверены в верности счёта, то просто нарисуйте схему на лицевой стороне исчезающим карандашом, чтобы вам было легче. Здесь важно понять принцип. Мы возьмём с вами для примера схему квадрата, где одна клетка равна одному сантиметру.

стяг-волны-чиканкари2Схема выполнения:
Ставим закрепку и выводим иглу на лицевую сторону в точке А. Опускаем иглу вниз в точке 1. Выводим в точке 2 и опускаем нить на изнаночную сторону в точке 3. Выводим нить в точке 1 и опускаем в точке 4. Далее следуйте схеме: 3-5-4-6-8-7-9-8-10-9-11-10-12-11-13-12-14-13-15-14 и опускаем нить в точку Б. У нас получилось два ряда параллельных стежков и теперь необходимо перейти к следующему, который пойдёт снизу вверх.
Нить опять должна выйте в ключевой точке, точке Б и для этого, сделайте небольшой стежок, чтобы вывести нить из данной точки вверх и начать следующий ряд. Б-14-15-16-14-12-16-17-12-10-17-18-10-8-18-19-8-6-19-20-6-4-20-21-4-1-21-22-1 и опускаем нить в точку А.
Чтобы перейти к следующему ряду, мы должны выйти в точке В. Для этого сделайте несколько небольших стежков из точки А. Выводим иглу на лицевую сторону в точке В-23-22-21-23-24-21-20-24-25-20-19-25-26-19-18-26-27-18-17-27-28-17-16-28-29-16-15-29 и опускаем нить в точку Д.

стяг-с-перевитью-чиканкари2Следующий вид стяга, который также образует декоративные дырочки в месте проколов Стяг с перевитью/Hathkati jail. Чтобы вам было удобнее выполнять данную вышивку, начертите две горизонтальные параллельные линии. Это не только ускорит сам процесс, но и мотив будет смотреться более аккуратно. Данный стяг более легко выполняется на разреженных тканях.

стяг-с-перевитью-чиканкари1Схема выполнения:
Ставим закрепку и выводим иглу на лицевую сторону в точке А. Сделайте прокол шилом под точкой А и иглой разреживайте горизонтальные нити до тех пор, пока вертикальные нити не станут хорошо видны. Подхватите иглой вертикальные нити (3-4 нити или 4-5) и плотно оберните их рабочей нитью сверху до низа, образуя столбик. Перейдите к точке Б и повторите.

Сейчас в Индии Чиканкари воспроизводят на вышивальных машинах, но машины не могут создать всего того великолепия, что возможно создать только человеческими руками.
Вот несколько названий стежков, описание которых я либо не смогла найти, либо они относятся к тем швам, названия которых я не написала: Turpai, Bijli, Makra, Kauri, Banjkali, Sazi, Karan, Kapkapi, madrazi, Bulbul, Taj Mahal, Kangan, Dhania-patti, Meharki, Chanapatti, Jora, Sidhaul и т.д.

Виды швов. Часть1. Часть2.

Сохранить

Сохранить

МЫ В СОЦСЕТЯХ!

Добавить комментарий